Приглашение к участию в проекте
«Весенний прилёт птиц»
Вы когда-нибудь ловили весну? Нет? Тогда не сидите дома, вооружайтесь фотоаппаратом и выходите на фотоохоту: время прилёта птиц наступило!
В этом проекте мы зафиксируем даты, когда перелётные птицы вернулись в свои «летние квартиры». Сравним эти данные с усреднёнными, полученными по результатам многолетних наблюдений, и постараемся понять, какие природные явления стали факторами их прилёта.
Птицы любого региона делятся на осёдлых, кочующих и перелётных. Перелётные виды осенью или в конце лета улетают на зимовку в теплые края – порой в другие страны, за несколько тысяч километров от своих «летних квартир». Но каждую весну они возвращаются на места гнездования, чтобы вывести здесь потомство.
Сроки прилёта птиц зависят от нескольких причин: от расстояния до районов зимовок (виды, зимующие в Юго-Восточной Азии, прилетают на места гнездования в Европу всегда позже, чем виды, зимующие в Африке), от экологических потребностей вида (главным образом от характера питания), от погодных условий на местах зимовки и по пути миграции к местам гнездования. Последняя причина и определяет колебания сроков прилёта конкретного вида по годам.
Цель
Зафиксировать сроки прилёта от 5 до 10 обычных видов птиц вашего региона, зарегистрируйте результаты, сравните с результатами прошлых лет.
Гипотеза
Различия в сроках весеннего прилёта одного и того же вида по годам зависят от погодных условий на пути миграции и в местах гнездования.
Оборудование и материалы
Вам понадобятся:
- Фотоаппарат или фотокамера мобильного устройства
- Бинокль
- Определитель птиц
Зачем в исследовании нужны материалы других участников
При наличии ежегодных данных можно проследить «волны» прилёта конкретного вида и нарисовать карту продвижения «фронта» мигрантов для каждого весеннего сезона. Если проект проработает несколько лет, то можно будет сравнить сроки прилёта и характер продвижения мигрантов и попытаться понять причины годовых различий.
Подробную информацию о проведении исследования узнаете на уроках биологии и проектной деятельности. |