Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению
В.Г.Белинский
Раздел 1. Общие сведения об учителе
Ф.И.О. Ситникова Валентина Григорьевна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» (МБОУ СОШ № 11) г.Северобайкальска Республики Бурятия
e-mail: valentina.sitnikova63@mail.ru
Тема самообразования «Деятельностная модель уроков истории и обществознания».
Образование высшее профессиональное Название учебного заведения, период учебы: Бурятский государственный педагогический институт имени Доржи Банзарова, период учебы с 1980 года по 1985 год Специальность: история с дополнительной специальностью «Советское право», присвоена квалификация преподаватель истории с дополнительной специальностью советского права средней школы
Награждена Почетный работник общего образования Российской Федерации. 2013г.
1. Грамота ЦК профсоюзов РФ, 2001 г
2. Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, 2010г.
3. Почетная грамота Городского совета депутатов, 2009
4. Почетная грамота Администрации МО «город Северобайкальск», 2008,2009,2011
I. Цель и задачи профессиональной деятельности
Время неумолимо набирает скорость, человеческие представления о самом себе и собственных возможностях также быстро меняются. Одна образовательная система сменяет другую. Ещѐ недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы. В настоящее время осуществляется переход к системе образования, направленной преимущественно на развитие личности, культурное самоопределение и формирование компетентностей обучающихся. От современной системы образования требуются гибкость, эффективность, ориентированность на удовлетворение запросов потребителя и рынка труда.
Я работаю в самой большой школе Северобайкальска, в которой обучается 1084 ученика. В нашей школе себя комфортно чувствуют как одаренные дети, так и дети со специальными образовательными потребностями. Стратегия развития школы основывается на том, что школа существует для всех (доступность) и каждого (личностно-ориентированный подход).
Миссия школы заключается в том, чтобы создать условия для достижения каждым учащимся уровня образованности, соответствующем требованиям стандартов 2 поколения, обеспечивающим дальнейшее развитие личности по индивидуальному образовательному маршруту для становления самодостаточной личности, способной на основе полученного качественного образования эффективно реализовывать себя в различных сферах деятельности, свободно ориентироваться в мире ценностей и решать задачи, связанные с определением своей мировоззренческой, нравственной и гражданской позиции.
Современный урок имеет свои особенности, одной из которых является такая организация урока, которая обеспечивает не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и развитие самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому я работаю над темой самообразования «Деятельностная модель уроков истории и обществознания». Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения в основную школу заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и позволяет учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур.
Цель моей педагогической деятельности – формирование способов самоорганизации деятельности учащихся через введение деятельностной модели уроков истории и обществознания.
Необходимо использовать разнообразие организационных форм и учѐт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарѐнных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников. Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие у учащихся на уроках истории и обществознания широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
2. Определение взаимодействия категорий «знания», «отношения», «деятельность» на всех этапах урока.
3. Ориентация целей урока на гуманистические и демократические ценности через реализацию права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов.
4. Определение перспектив дальнейшей работы.
Для этого на уроках я организую следующие виды деятельности:
Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников); учащиеся знакомятся с многообразием источников информации:
учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета; учатся быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т.д.
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Составление древа понятий; данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть историческое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у учащихся практической деятельности.
Работа с исторической картой; Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
II. Анализ и оценка условий профессиональной деятельности: материально-технической базы; информационного обеспечения; методического обеспечения, в том числе созданного педагогом
В течения десяти лет являюсь заведующей кабинетом №14. В кабинет приобретена новая ростовая мебель, установлен интерактивный комплекс. Сделан капитальный ремонт кабинета: вставлены пластиковые окна, сделаны тумбы в подсобке для хранения карт и плакатов. В кабинете полностью организовано АРМ учителя. ПК подключен к Интернету и в общую локальную сеть школы. В 2017 году приобретены таблицы и карты с 6 по 11 класс.
Эксперт межрегионального конкурса "Учитель, прояви себя!", РСП, БРИОП, 2013 г.