Воскресенье, 05.05.2024, 22:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №11" г.Северобайкальск Республики Бурятия

Меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Проект «Учебная экспедиция «Заповедными тропами Байкала»

Меню

Портфолио Мои достижения НОУ "Малая Академия" Мой 11 а класс
Учебная экспедиция Отзывы и рецензии Методичка ДОТ и ЭО

Методическая разработка образовательного проекта «Учебная экспедиция «Заповедными тропами Байкала»

Автор: Боярченко Виктория Николаевна, руководитель НОУ «Малая Академия» ,учитель биологии-экологии

Актуальность. В настоящее время одной из наиболее актуальных является проблема экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Также, огромное значение имеет не только привитие знаний, но и формирование действенного отношения к тем проблемам экологии, которые возникают в настоящее время; вместе с тем, достаточно большое внимание должно уделяться изучению и сохранению природы своего края.

Проблема. Осуществляется мало попыток увязать экологическое образование и активный отдых в привлекательной для молодёжи форме - эколого-краеведческой экспедиции.

Цель: Формирование экологической культуры школьников, эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Сроки реализации: 2016 -2017, 2017-2018, 2018-2019  уч.год

Задачи:

Обучающие:

  • реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного, экологического содержания в полевых условиях;
  • проведение естественнонаучных исследовательских работ на ООПТ;
  •  знакомство и  освоение основных приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды;
  • ознакомление с флорой и фауной заповедных  зон Байкала;
  • пропаганда роли особо охраняемых территорий для сохранения биологического разнообразия;
  •  ознакомление с природным комплексом особо охраняемых природных территорий.

Воспитательные:

  • воспитание у ребят ответственного отношения к природе;
  • воспитание бережного отношения к природе - естественной среде обитания;
  • укрепление здоровья детей;
  • реализация этапа преемственности школа – ВУЗ\профориентационная работа.

Развивающие:

  • Формирование компетенции личного самосовершенствования, самостоятельной исследовательской, творческой деятельности.

Место реализации проекта: ООПТ входящие в состав ФГБУ «Заповедное Подлеморье»

Участники проекта: члены школьного научного общества «Малая академия» МБОУ СОШ №11, администрация ФГБУ «Заповедное Подлеморье», коллектив МБОУ СОШ №11 г. Северобайкальск

Методы: теоретические; наглядно-демонстрационные; практические.           

Описание проекта

Проект направлен на организацию ежегодных трехдневных выездов группы учащихся на ООПТ, входящие в состав ФГБУ «Заповедное Подлеморье» с проведением летней экологической школы «В поисках знаний» .

     Проект долгосрочный. Состоит из пяти этапов :  Диагностический; Информационный; Технологический; Практический; Результативный.

     Каждый имеет свои цели, задачи. В течении года реализуется три этапа проекта, формируется и утверждается состав группы участников «Учебная экспедиция 20..».

Практический этап осуществляется в августе текущего года.  На три дня пребывания на ООПТ составляется программа, состоящая из трех частей: ознакомительная (встречи с сотрудниками, заповедные экскурсии, знакомство с достопримечательностями, волонтёрская помощь заповедной территории), исследовательская (проведение собственных исследований по изучению флоры и фауны ООПТ), отдых на лоне природы (творческие мастерские, водные процедуры, игры);    Результативный этап: оформление и защита  исследовательских работ (август – октябрь нового уч.года);

Достигнутые результаты

Количественные показатели:  ООПТ посетили 30 учащихся 5-11 класс, 4 взрослых (педагог, медик, инструктор ШТЭО, представитель экологического совета АМо г. Северобайкальск);

В ходе информационного этапа проекта:

а) была выпущена газета «Поговорим», которая разошлась тиражом в  150 экземпляров;

б) проведены уроки  среди 5-10 классов «Заповедное ожерелье Байкала», «Животные и  Растения Красной книги Баргузинского заповедника», «Фролихинского заказника» - 420 человек;

в)  оформлена фотовыставка «В объективе «Фролиха»- посетили около 100 человек;

Участники экспедиции – ведущие одной из секций встречи «Друзей заповедников» -2 человека; посетители -80 человек

Качественные показатели

  •   реальная помощь сотрудникам ФГБУ «Заповедное Подлеморье» в осуществлении мониторинга реликтового, эндемичного вида;
  •   написание проектных, исследовательских работ учащимися. Представление работ на различных уровнях;
  •   участие в разработках материалов отборочных туров участниками экспедиции;
  •   участие в разработке и проведении «Заповедных квестов», направленных на улучшение экологического образования;
  •   участники экспедиции (желающие попасть в ее состав) активно принимают участие в разнообразных мероприятиях, конкурсах, выставках, организовываемых и проводимых ФГБУ «Заповедное Подлеморье».

Участие в НПК «Шаг в будущее», «Шаг в будущее. Юниор» 2017, 2018                           

 Юниор 2017(работа № 7,8) 

 http://mbou-shkola11.narod.ru/news/shag_v_budushhee_junior/2017-11-17-491 
        Юниор 2018(работа № 6,7) 

 http://mbou-shkola11.narod.ru/news/shag_v_budushhee_junior_2018/2018-11-27-589 
      Шб2017 (работа 8) 

http://mbou-shkola11.narod.ru/news/shag_v_budushhee/2017-11-28-493 
        ШБ2018: 9-11 класс (работы 1, 4, 6)

 http://mbou-shkola11.narod.ru/news/shag_v_budushhee_junior_2018/2018-11-27-589

Участие в мероприятиях ФГБУ «Заповедное Подлеморье»

«Посади дерево»

http://mbou-shkola11.narod.ru/news/posadi_derevo_zapovednyj_ugolok/2018-05-19-551

«Встречи с интересными людьми»

http://mbou-shkola11.narod.ru/news/professija_fotograf_v_zapovednom_dele_rossii/2019-02-20-615

Конкурс  «Птица года 2017, 2018,2019

http://mbou-shkola11.narod.ru/news/ptica_goda_2019/2019-02-25-617

Выставка «Заповедное Зазеркалье» -http://zapovednoe-podlemorye.ru/news/5959/

Выставка «Фролиха в объективе» http://zapovednoe-podlemorye.ru/news/2121/

Сотрудничество с ФГБУ  «Заповедное Подлеморье»

Девиз ФГБУ «Заповедное Подлеморье» и НОУ «Малая Академия»: «Вместе можно сделать больше», поэтому задачами являются:

 1) Налаживание взаимодействия и сотрудничества между природоохранной организацией и школами города;

 2) Эко-просвещение учащихся школ города и туристов, посещающих ООПТ ФГБУ «Заповедное Подлеморье».

Охват вовлечения.

В реализации проекта принимало участие 15 учащихся 5-9 классов, участников «Учебной экспедиции 2018»,  двое взрослых; результаты работы были представлены на заседании НОУ «Малая Академия» - 35 человек; уроках проектной деятельности в  6 классах - 88 учащихся.

Охват просвещения.

  • 2017 -5-11 классы: около 400 учащихся;
  • 2018- 5-11: немного более 500 учащихся.

План работы

Название проекта

Цель

Задачи

Сроки реализации

Баннер «Черепоплодник почтишерстистый – реликтовый эндемик губы Аяя

Установить баннер о данном растении на территории Фролихинского заказника

Просвещение, повышение экологической грамотности посетителей заказника

август  2019

«Тропа к озеру Фролиха»

Разработать материал экскурсии по маршруту Тропы с описанием отдельных объектов

Проведение экскурсий для посетителей ООПТ с описанием выделенных объектов

Июнь-июль 2019

«Красная книга» Фролихинского заказника

Создать развертку-презентацию о  краснокнижных видах растений и животных данной ООПТ

Изучение видового разнообразия животного и растительного мира заказника Фролихинский;

Август – октябрь 2019

«Я исследователь»

Представление результатов собственных исследований

Просвещение, повышение экологической грамотности учащихся, распространение опыта

Октябрь-ноябрь 2019

Заповедный квест

Разработка сценариев «Знаток заказника «Фролихинский»

Просвещение, повышение экологической грамотности учащихся,

2019-2020 уч.год

Планы на будущие проекты.

  • Создание новых фотовыставок на конкурсной основе – 2019-2020 уч.гг;
  • Мониторинг состояния популяции  по теме «Черепоплодник- реликтовый эндемик заказника «Фролихинский» - 10-13 августа «Учебная экспедиция 2019»;
  • Разработка подпроектов, проведение исследований флоры и фауны на территории Фр.заказника в период учебной экспедиции  - август 2019;
  •  Разработка заданий для проведения отборочных туров   по теме «Заповедное ожерелье Байкала » среди учащихся 5-10 классов- 2019-2020 уч.гг;
  • Проведение классных часов, бесед, викторин для учащихся города - 2019-2020 уч.гг;
  •  Разработка и проведение «Заповедного квеста» (заказник Фролихинский) в школах города и  района - 2019-2020 уч.гг;
  • Участие в природоохранных, экологических акциях и мероприятиях в качестве  волонтеров - 2019-2020 уч.гг.

Планируемый охват

Вовлечения 2019-2020 гг.

- Участники экспедиций по решению проекта - 15 человек (дети до 16; подростков и молодежи – 12 чел; взрослых 3 чел);

 - Участники природоохранных и экологических акций, конкурсов, викторин: более 500 чел.

Просвещения 2019-2020 гг.

- Проведение классных часов, бесед, викторин для младших и среднего возраста школьников (600 чел);

- Участие в квесте, реализованного в рамках проекта (30 участников);

  •  Участие в Всероссийской НПК «Шаг будущее. Юниор; Шаг в будущее»  (15 чел.);
  •  PR через СМИ и СМК  (2 тыс.чел – жители города)

Необходимые ресурсы

Информационные источники

1. Сайт ФГБУ «Заповедное Подлеморье»

2. Информационно-методическая и научная база ФГБУ «Заповедное Подлеморье»

3. Лекции научных работников ФГБУ «Заповедное Подлеморье»

Оборудование для исследований

1. Спонсорская помощь

2. Помощь партнеров

3. Школьное оборудование

Материальные средства на организацию экспедиций и проведение мероприятий

1. Сбор с участников

2. Помощь Администрации МБОУ СОШ №11

3. Финансирование родителями

4. Спонсорская помощь экологического совета аМО г. Северобайкальск

Творческие идеи, время на их реализацию

Собственные силы

 

Риски и ограничения

Мероприятия для минимизации рисков

  • Отсутствие заинтересованности детей в работе над проектом
  •  Отказ родителей в финансовой поддержке детей (проезд к местам проведения исследований);
  •  Отказ руководства в посещении детьми  специализированных организаций;
  •  Усложненность или упрощенность методик исследования;
  •  Отсутствие исследовательских навыков у учащихся;
  •  Перегрузка учителя биологии -химии.
  • Погодные  и  природные факторы
  • Презентация школьного научного общества учащихся «Малая академия».
  •  Презентация результатов учебы и отдыха учащихся в перио «Учебной экспедиции»
  •  Индивидуальные  беседы с учащимися, проявляющими интерес к исследовательской деятельности.
  •  Проведение теоретических занятий по освоению методик исследований, развитию навыков проведения исследований
  •  Отбор оптимальных методик исследований.
  •  Поиск единомышленников среди родителей, учителей.
  •  
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Авторы:
Малышева Валентина Васильевна,  mousosh11@mail.ru
Copyright MyCorp © 2024